ВИТРИНА 33. ПОСОЛЬСКИЕ ДАРЫ. ШВЕЦИЯ
CloseСеребряные дары Королевства Швеции, находящиеся в собрании Музеев Московского Кремля, привезены в Москву «Великими посольствами» королевы Христины в 1647 г., короля Карла X Густава в 1655 г., короля Карла XI в 1662, 1674 и 1684 гг., короля Карла XII в 1699 г. Это самый многочисленный комплекс среди посольского серебра Оружейной палаты. В экспонатах этой коллекции запечатлены «серебряные страницы» развития русско-шведских политических и экономических отношений. Значительную часть даров составляют изделия аугсбургских, гамбургских и нюрнбергских златокузнецов, выдающиеся произведения эпохи позднего Ренессанса и развитого барокко. Большинство памятников происходит из богатейшей стокгольмской сокровищницы, сложившейся в первой половине XVII столетия в эпоху завоеваний короля Швеции Густава II Адольфа, некоторые были специально изготовлены для подношения русскому государю. Несомненным достоинством коллекции является наличие в ней немногочисленной, но редкой группы изделий шведских серебряников ведущих национальных центров златокузнечного искусства: Стокгольма и Нючепинга. Среди даров королевы Христины выдающееся произведение аугсбургского златокузнеца Ганса Якоба I Баура – блюдо с чеканной сценой «Примирение братьев Исайи и Иакова». Согласно ветхозаветному преданию – это первый, заключенный в истории человечества «вечный мир». Уникальным памятником, привезенным посольством 1647 г. является кубок гамбургского мастера Дитриха Тор Мойе с чашей в виде рога изобилия, поддерживаемого Церерой. Некогда металлический букет на его крышке был украшен разноцветными лаковыми красками.
Послы короля Карла X в 1655 г., преподнося пару настольных украшений в виде глобусов земного и небесного, работы гениального гамбургского златокузнеца Ганса Ламбрехта II, к изумлению русского Двора, демонстрировали их превращение из сосудов в подсвечники. Грандиозный, ныне единственный в мире, столь значительный по размеру серебряный настольный фонтан гамбургского мастера Петера Ора II был привезен посольством 1662 г. от регентов юного короля Карла XI. Его украшают скульптуры драконов, китов и гениев Славы, а венчает фигура Зевса-громовержца. С 1674 г. в кремлевской сокровищнице находится единственное в своем роде настольное украшение для подачи к столу специй с фигурой пятиглавого дракона, работы придворного златокузнеца короля Карла XI Николауса Броймана и серебряный сосуд в виде лебедя, геральдического знака из герба королевы Гедвиги Элеоноры.
Среди посольских даров короля Карла XII преобладали изделия шведских серебряников. Великолепная дюжина «карлинских» стаканов мастера Юхана Нютцеля, одного из основателей первого национального стиля в златокузнечном искусстве Швеции, получившего название по имени королей Карла XI и Карла XII, является украшением коллекции. «Триумф простоты», лежащий в его основе, – лаконизм формы и декора драгоценной утвари – был близок духу Петра I. Потому с 1699 г. «карлинские» стаканы находились в личных покоях царя в Преображенском.